Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: создание творческого проекта, посвященного празднованию Года культурного наследия народов России
Задачи:
- Актуализация знаний об истории и культуре народов России
- Развитие интереса к быту, традициям, народным промыслам России
- Развитие познавательной активности, любознательности учащихся
- Воспитание уважения и терпимости к людям различных национальностей
- Формирование навыков работы в команде, умения структурировать время
- Формирование навыков распределения интеллектуальных и творческих ресурсов внутри классного коллектива
Участники
Ученики 7-8 классов. На этапе подготовки и проведения - родители. Волонтёры - ученики 10 класса - 6 человек.
Оригинальная идея
В течение 2022 года в школе проводились образовательные событие, посвященные Году культурного наследия народов России. Финальным аккордом стало проведение ДНЯ ШКОЛЫ, который мы отмечаем вот уже более 30 лет. В рамках этого события была разработана игра-путешествие для 7-8 классов "Культурное наследие народов России", которая включала в себя 6 станций: "Образы России", "Народные промыслы России", "Деятели культуры России", "Музыка народов России", "Живопись России", "Традиции народов России". Материал можно использовать также для учеников 5-6 классов.
Ценностно-смысловое наполнение
В ходе проведения воспитательной практики формируются: ценностное отношение к культурному наследию, уважение к традициям народов нашей страны, бережное и вежливое отношение к друг другу в ходе взаимодействия учащихся в рабочей группе, осознание личности своего положения в социуме.
Самые важные ценности - патриотизм и гражданственность, духовный подъем в финале при исполнении песни О. Газманова "Вперед, Россия", при слушании русских народных песен в исполнении участников ансамбля Заряна.
От идеи до результата
Идея зародилась исходя из темы Года культурного наследия в РФ. В результате мозгового штурма МО эстетических дисциплин были предложены темы станций, подобран материал, выполнены презентации, видео и аудиофрагменты.
Каждый класс получил задание: выбрать творческих и креативных учеников, которые могут создать творческий продукт - обложку альбома. Заранее творческая группа получила консультацию у учителя технологии (как оформить обложку).
На этапе подготовки всем классам было предложено познакомиться с материалами виртуальных музеев России, а также пройти этнографический диктант.
В ходе игры двое самых творческих учеников сразу приступили к выполнению творческого проекта. Постепенно, по мере прохождения станций, к ним присоединялись "корреспонденты" и приносили интересную информацию. В итоге каждый творческий коллектив от классов оформил обложку альбома "Культурное достояние народов России" и представил ее в актовом зале на заключительном концерте. Яркая точка - выступление учеников школы - участников фольклорного ансамбля ДМШ им. Глиэра "Заряна" (руководитель - выпускница школы Дарья Близненко)
Результаты
Результатом воспитательной практики стало глубокое погружение в историю традиций народов России. Некоторые вопросы на станциях не имели ответов. Ответы, также как и обложки альбомов были размещены на выставке в фойе на следующий день. На уроках музыки продолжилось знакомство с музыкой и инструментами народов России. На уроках ИЗО и технологии продолжено погружение в народную традицию и быт: изучаются техники вышивки, делаются оригами и раскрашиваются в русле народных промыслов России.
Погружение в культурное достояние народов России дало направление для оформления школы к Новому году в народном стиле, используя традиционные формы рукоделия и домашнего творчества
Место в системе воспитания образовательной организации
День школы - традиционное образовательное событие, в котором принимают участие все классы. Все событие объединяет одна сквозная тема: "Культурное наследие народов России". Игра-путешествие по станциям - это универсальная форма проведения праздничного мероприятия, содержание которой может быть использовано не только для учеников 7-8 классов, но и для других возрастов. Такие формы работы хорошо воспринимаются детьми, так как ненавязчиво происходит как обучение, так и процесс воспитания. В условиях кризиса идентичности и подмены ценностей данное образовательное событие органично объединяет поколения учителей с поколеним детей.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет