Основные тезисы
Цели и задачи
Цель:
- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
- создание совокупности условий, обеспечивающих профессиональную ориентацию школьников на ступени начального, основного и среднего общего образования.
Задачи:
- обеспечение качественного образования и воспитания школьников на основе взаимодействия основного и дополнительного образования, учета равных и разных стартовых возможностей детей, формирования творческих компетенций участников образовательного процесса, умения учиться, способности к самореализации, адаптации к переменам, рациональному выбору, продуктивному общению, позитивной социальной активности;
- воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству;
- раскрытие определяющей роли православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства;
- формирование способностей к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, развитие форм ученического самоуправления;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
- формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;
- формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям, усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
Участники
Обучающиеся МАОУ "СОШ г.Зеленоградска" (1-11 классы), учителя, сетевые партнеры КГТУ, БФУ и др. утреждений
Оригинальная идея
Наша Программа создаёт условия для оптимального развития личности и ее самореализации в области профессионального самоопределения, опираясь на традиционные источники нравственности.
Для культурного развития личности необходимо знать свои истоки. Поэтому в Программу включено просветительское направление Православные святые – покровители профессий. (Подробно в Материалах практики. В приложенных файлах.
Ценностно-смысловое наполнение
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
- истории России, российских народов, своей семьи, рода;
- жизненного опыта своих родителей, предков;
- традиционных российских религий;
- произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
- периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
- фольклора народов России;
- общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- учебных дисциплин;
- других источников информации и научного знания.
Только тогда можно стать духовно богатым человеком, когда будешь видеть красоту, станешь созидателем и участником частички этой красоты.
В связи с этим одной из наиболее важных проблем современности становится создание перспективной системы образования, способной подготовить растущего человека к жизни в новых условиях постиндустриальной цивилизации. Только человек, критически мыслящий, творческий, активно действующий в различных ситуациях, способен принести пользу обществу, сможет возродить духовный потенциал России.
Нелегко воспитать такого человека, поэтому педагогу в истории отводится важная роль - он должен ориентировать учащихся на высокие, подвижнические цели, развивать в них творческое начало, укрощать эгоизм и поощрять самоотверженное служение делу, а это все христианские ценности.
В данной Программе мы постарались представить духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям, направить образовательный процесс в школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих и спортивных способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса мы прилагаем согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных и религиозных организаций.
Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу нашей школы.
Программа обеспечивает преемственность с программой воспитания и социализации обучающихся начальной школы, содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития обучающегося. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, социально значимую деятельность, семейную деятельность обучающегося и его родителей, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов.
От идеи до результата
Этапы реализации Программы
I этап – подготовительный: Сентябрь 2020 – декабрь 2020
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно-значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
II этап – практический: январь 2021 – декабрь 2022
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
III этап – обобщающий: январь 2023 – май 2023
Обработка и обобщение данных за 3 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.
Результаты
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного воспитания программы, ориентированной на профессиональное самоопределение обучающихся на ступени начального, общего и среднего общего образования, планируется достижение следующих результатов.
- Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом и, как следствие, получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, выбору будущей профессии.
- Развитие способности спроектировать собственную образовательную траекторию (на ступени среднего общего образования), позволяющую овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными средствами.
- Умение работать с открытыми источниками информации о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания, обучающегося в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута.
- Выбор индивидуального и профессионального маршрута для реализации индивидуальной образовательной программы.
Место в системе воспитания образовательной организации
Профориентационная работа в школе - одно из приоритетных направлений. В рамках этого направления работают такие Программы по профессиональной ориентации и самоопеределению школьников как " Моя будущая профессия" (5-7 класс), "Моё профессиональное будущее" (8-9 класс), "Профориентация" (10-11 класс), но особое место занимает Программа духовно-нравственного воспитания,ориентированная на профессиональное самоопределение обучающихся - «Воля и труд человека дивные дивы творят».
План по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся в рамках Программы по духовно-нравственному воспитанию МАОУ «СОШ г. Зеленоградска» на 2020-2023 учебный год прилагается в Материалах воспитательной практики
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
http://schoolzel.ru/index.php/nasha-shkola/napravleniya/dukhovno-nravstvennoe-napravlenie