Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: формирование у детей и родителей знаний о людях с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Формировать и развивать положительные нравственные качества у дошкольников: милосердия, доброты, отзывчивости, стремления оказать помощь людям с ограниченными возможностями здоровья.
- Дать представление о трудностях и проблемах возникающих у больных.
- Использовать различные методы и приемы для воспитания чувства толерантности к детям инвалидам.
- Развивать чувство ответственности за состояние собственного здоровья, привычку к здоровому образу жизни.
- Привлечь родителей к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Участники
Дети подготовительной группы (6 - 7 лет), родители воспитанников, воспитатели.
Оригинальная идея
Проблема инвалидности насчитывает многовековую историю. Очень долго данная проблема считалась в основном медицинской, и ее решение являлось прерогативой врачей. Однако, с развитием общества и ряда наук, в том числе прикладных, проблема инвалидности все более становилась проблемой общественной. Особенно эта проблема касается детей – инвалидов, так как таких детей с каждым годом становится всё больше.
Проблема ребенка, имеющего ограниченные возможности, состоит не в том, что он не может ходить, видеть, слышать или говорить, а в том, что он лишается детства, лишается общения со сверстниками и другими здоровыми детьми, отделяется от обычных детских дел, игр, забот и интересов. Таким детям необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом, только так они смогут понять, что они действительно нужны, что их действительно любят и понимают.
К сожалению, жизнь людей с ОВЗ продолжает оставаться очень трудной. Пока в России есть еще множество проблем, которые лишают этих людей возможности вести полноценный образ жизни и изолируют их от общества, оставляя один на один со своим несчастьем.
Ценностно-смысловое наполнение
Ценностно-смысловое наполнение проекта в развитии ценностных ориентиров детей, их способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать правильные решения. Развиваются положительные нравственные качества: милосердие, доброта, отзывчивость, стремление оказать помощь людям с ограниченными возможностями здоровья.
От идеи до результата
1 этап: Подготовительный
- Выявление проблемы.
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и задач.
- Подбор художественной литературы, наглядного материала (иллюстрации, картины, фотографии, видео и мультфильмов).
- Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта.
- Разработка планов-конспектов организованной образовательной деятельности.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы.
- Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.
- Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
2 этап: Основной.
Выполнение проекта Дата Работа с детьми Цель Совершенствование предметно-развивающей среды Работа с родителями
03 декабря 2021 г Беседа: «3 декабря – Международный День инвалидов». Сформировать представление об "особом ребенке", познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов, развивать чувство симпатии к людям с ОВЗ. Пополнение наглядного пособия иллюстрациями по теме Пополнение аудиотеки песенками по теме Пополнение игрового уголка атрибутами к игре «Скорая помощь» Озвучивание родите лям темы и целей проекта. Сбор благотворительной помощи для фонда «Ты нам нужен» и для калининградской региональной детско – молодежной ООИ «Мария» Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик» Формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека Прослушивание песенки «Дорогою добра», «Улыбка» Развивать музыкальный слух, чувство ритма Сюжетно – ролевая игра «Скорая помощь» Побуждать играть сообща, самостоятельно выполнять игровые действия в соответствии с выбранной ролью, вызвать желание приходить на помощь друг другу.
06 декабря 2021 г Беседа: «Доброта и толерантность». Формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека; развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие; формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках. Пополнение книжного уголка книгами В. Катаева «Цветик – семицветик», «Серая шейка», А. Анисимова «Невидимый слон», и т.д. Пополнение фильмотеки мультфильмами по теме проекта Консуль тация для родителей «3 декаб ря – Международный день инва лида» Просмотр мультфильма «Про Диму», «Цветик – семицветик» Развивать чувство симпатии к людям с ОВЗ. Речевая деятельность. Сочинение сказки «Если бы у меня была волшебная палочка» Формирование навыков толерантного поведения у воспитанников, развивать навыки монологической речи. Урок Доброты «Смотри на меня как на равного» - Воспитывать гуманное отно- шение к людям с ограничен -ными возможностями; -воспитывать доброту, заботу, отзывчивость, желание помо -гать друг другу; -воспитывать в детях чувства сопережива- ния милосердия, толерантнос- ти к инвалидам.
07 декабря 2021 г Беседа «Мы хотим, чтобы нас понимали» Формирование толерантного отношения к инвалидам и лицам с ОВЗ, формировать эстетическую культуру, воспитывать в детях чувства сопереживания, милосердия, толерантности к инвалидам Пополнение наглядного материала иллюстрация по теме проекта Дидактическая игра «профессии» Консуль тация «Нужно ли рассказы вать детям об инвали дах» Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка» Формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека. Дидактическая игра «Профессии» Дать представление о профессиях людей с ОВЗ Рассматривание иллюстраций по теме недели Доставить радость и удовольствие детям, воспитывать усидчивость
08 декабря 2021 г Просмотр презентаций «Мир спасет доброта» Формирование толерантного отношения к инвалидам и лицам с ОВЗ, формировать эстетическую культуру, воспитывать в детях чувства сопереживания, милосердия, толерантности к инвалидам Пополнение игрового уголка атрибутами к игре «Больница» Презентация «Мир спасет доброта» Предложить родите лям нари совать вместе с детьми рисунок по теме проекта Рисование «Цветик-семицветик» Воспитывать чувство композиции, образное мышление, творческое воображение. Сюжетно – ролевая игра «Больница» Побуждать играть сообща, самостоятельно выполнять игровые действия в соответст- вии с выбранной ролью, выз -вать желание приходить на помощь другим.
09 декабря 2021 г Чтение стихотворения «Вежливым и добрым быть совсем не трудно» Пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больным людям, инвалидам. Формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека. Дидактическая игра «Пуговички» Буклет «Равные возможности» Прослушивание песни «Если добрый ты» Развивать музыкальный слух, чувство ритма. Пословицы и поговорки о доброте и взаимопомощи Развивать речь, память, развивать умение рассуждать, высказывать свое мнение. Чтение стихов А. Барто «Вовка – добрая душа», «Иногда люди очень жестоки…», «Но давайте мы будем добрее». Формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека, формирование толерантности к людям с ОВЗ
3 этап: Заключительный (итоговый)
Выставка детских рисунков «Доброта спасет мир». Коллективная работа «Дерево добра»
Результаты
Сформировано правильное представление у детей к детям и взрослым инвалидам, понимание необходимости полного и равного соблюдение прав человека и участии детей инвалидов в жизни общества. Толерантное отношение детей и родителей к инвалидам. Закрепление новых форм сотрудничества с учреждениями, работающими с детьми с ОВЗ.
Место в системе воспитания образовательной организации
Проект выступает как форма организации образовательного пространства и как метод развития творческого познавательного мышления, т.е. сочетание учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки детей, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием их познавательной активности и способностью решать нестандартные задачи.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет