Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: формирование у учащихся основ патриотизма, гордости за своё Отечество и убеждённой позиции гражданина через модеррнизацию традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую повышению интереса учащихся к краеведческой работе
Задачи:
- Расширить знания учащихся о малой Родине и России в целом: её истории, традициях, героях.
- Развить интерес к истории родного края. Воспитание у учащихся любви к малой Родине.
- Сформировать у учащихся осознанного отношения к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.
Участники
Обучающиеся 1-11 кл, педагогические работники, родители
Оригинальная идея
В открытое музейное пространство "Окна истории" можно заглянуть в любое удобное время. Это школьный проект по созданию пространства, реализованный в рамках школьного инициативного бюджетирования, над которым учащиеся совместно с педагогами, работали полгода. Открытое пространство имеет три "окна":: Окно 1- совытия Великой Отечественной войны, Окно 2 - история поселка и Окно 3, посвященное гражданско-патриотической работе школы. Экспозиции периодически меняются. В первом окне выставляется информация, приуроченная к памятным датам, событиям, Героям Вов. Второе окно рассказывает о значимых людях Большого Исаково, в т.ч. первых переселенцах и ключевых событиях сегодняшнего дня. Третье окно показывает нам события патриотической направленности, в которых принимают участие наши ребята. Все экспозиции готовят обучающиеся 8-11 классов в рамках программы проектно-исследовательской деятельности и уроков истории. Смена экспозиции обязательно сопровождается информационной справкой на школьном радио.
Организация школьного музея стала одной из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов, историков, объединяющая не только актив школы, но и широкие массы учащихся, учителей, родителей, бабушек и дедушек.
Ценностно-смысловое наполнение
Музейное пространство "Окна истории" - является эффективной формой организации и подачи краеведческого учебного материала, базой углубленного изучения истории, жизни школы, поселка , массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Такое участие школьников может осуществляться на основе диалога как формы межсубъектной коммуникации, при которой каждый участник видит в другом равноправного, свободного, активного в высказываниях собеседника, уважает его позицию, убеждения, интересы и мнения.
От идеи до результата
- Поиск и сбор материалов краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музейного пространства в учебно-воспитательной работе.
- Следующим шагом стало составление тематического плана музейного пространства. В процессе работы определились ключевые направления работы: освещение событий Великой Отечественной войны, освещение истории поселка и освещение гражданско-патриотической работы школы.
- Тематические проектно-исследовательские работы обучающихся с целью представления результатов в виде информационных стендов музейного простарнства.
- Экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музейного пространства в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива.
Результаты
Музейное пространство "Окна истории" является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Оно помогает увидеть обучающимся неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.
Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся.
Место в системе воспитания образовательной организации
В основу реализации программы развития музейного постранства положен проектный метод организации работы. Работа Открытого музейного постранства "Окна истории" ведется в рамках модуля "Внеурочная деятельность" Программы воспитания по Программе внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность" и Программе дополнительного образования "Гражданско-патриотическое воспитание"
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет