Основные тезисы
Цели и задачи
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей младшего школьника на основе программы «Социокультурные истоки»
Задачи:
- развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
- развитие сопереживания и формирования позитивного отношения к людям
- расширение сотрудничества между учениками, родителями в сфере духовно-нравственного воспитания
- содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
- оказание помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Участники
«Для формирования личности, необходимо способствовать становлению и развитию в ребёнке Благородного Человека, путём раскрытия личностных качеств, направлять его на путь служения Истине, Добру, Красоте, Справедливости, облагораживать душу и сердце растущего человека».
И. А. Амонашвили .
Участниками данной воспитательной практики являются обучающиеся моего класса ( 3 а) и из родители.
Оригинальная идея
В моей педагогической практике стало доброй традицией проводить занятия по Истокам во взаимодействии с преподавателями Воскресной школы и при активном участии родителей обучающихся. Занятия курса истоки дополняются интересными знаниями, поездками, пленэрами, которые наполняют, обогащают внутренний духовный мир каждого.
Ценностно-смысловое наполнение
Живя среди людей, человек обязан соблюдать правила, определяющие его поведение в обществе, его взаимоотношение с людьми. Важнейшие из них – духовно-нравственные. Такие понятия, как любовь к Родине, соборность, взаимопомощь, послушание, милосердие, доброта, уважение, честность, совесть, прощение, ответственность, доброжелательность, порядочность – прочно вошли в систему ценностей воспитания нашей школы. Данные категории целостно представлены в системе курса «Социокультурные истоки»
От идеи до результата
Мой опыт работы позволяет сделать значимым для младших школьников процесс духовно – нравственного воспитания:
- знакомство обучающихся с базовыми национальными ценностями
- формирование своего социокультурного опыта
- создание нравственно-здоровой атмосферы в классе; осознание учащимися смысла и сути учебной деятельности, принятие ими роли ученика, развитие внутренней мотивации
- воспитание бережного отношения ко всему, что их окружает;
- вовлечение родителей в процесс духовно-нравственного воспитания собственных детей.
Работа делится на основные этапы:
- Реализация программы Истоки
- Совместное составление плана экскурсий и паломнических поездок
- Работы по созданию и защите проектов «Моя семья», «Мой родной край», «Удивительное рядом».
- Проведение интересных презентаций, экскурсий, плэнеров, паломнических поездок совместно с родителями учащихся.
- Проведение итогового события для учащихся и родителей по совместной работе с преподавателями воскресной школы.
Приведу пример одного из направлений по плану «Удивительное рядом». Учащиеся изучили по истокам тему «Море-океан» в разделе «Родные просторы». Ребята актуализировали свои знания о значение моря для жизни человека, провели замечательные опыты по экологии на предмет загрязнения морей, водоёмов, обсудили природную красоту моря как Божий дар. А на берегу моря провели замечательный пленэр, где ребята рисовали морской пейзаж.
Результаты
Воспитательная практика имеет дополнительные возможности, такие как паломнические поездки. Например в сентябре месяце, мы выезжали на Куршскую косу, посетили храмы преподобного Сергия Радонежского, Великомученика и целителя Пантелеймона. С родителями провели пикник и игры на свежем воздухе. Атмосфера соборности, радости, присутствовала всю поездку. Это отметили не только родители, но и дети, говоря, что поездка, была какая то особенная. Родители так присоеденились, что следующий маршрут поломнической поездки активно обсуждали и предлагали маршруты.
Место в системе воспитания образовательной организации
В нашем образовательном учреждении накоплен многолетний опыт преподавания Истоков в урочной и внеурочной деятельности. Социокультурный курс Истоки формирует у школьников мотивацию к осознанному духовно-нравственному поведению, уважение культурных и духовных традиций, помогает классному руководителю формировать сплоченный коллектив.
Воспитательная практика рассчитана на 4 года по программе внеурочной деятельности. Занятия проходят на территории воскресной школы при храме прп. С.Саровского г. Светлогорска по субботам.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
Ссылка на информацию о поездке на сайте храма преп С.Саровского в г. Светлогорск https://vk.com/prihod.svetlogorsk?w=wall-103978692_504