Основные тезисы
Цели и задачи
Цель программы: повышение уровня родительских компетенций, способствующих формированию у детей культуры здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы:
- Создать базу актуальных для родителей тем просвещения.
- Обеспечить возможность получения информации разными способами, в том числе, дистанционно.
- Увеличить степень вовлеченности родителей в воспитательный процесс.
- Способствовать получению родителями практических навыков формирования у детей культуры здорового и безопасного образа жизни.
Участники
дети, педагоги, родители
Оригинальная идея
педагоги, родители и дети!
Ценностно-смысловое наполнение
Подходы и формы реализации программы. Программа построена с учетом следующих педагогических подходов. 1. Системный подход. Суть его заключается в рассмотрении относительно самостоятельных компонентов в совокупности. 2. Личностный подход, суть которого в признании уникальности каждой личности и необходимости создания условий для развития личности с учетом этой уникальности. 3. Деятельностный подход, предполагающий выбор деятельности с позиции активности субъекта просвещения. 4. Полисубъектный подход, означающий важность не только результативности деятельности, но и складывающихся в это время отношений. 5. Культурологический подход обусловлен целью программы, а именно – формированием культуры здорового и безопасного уровня жизни. Наша программа предусматривает использование следующих форм родительского просвещения: 1. Родительские собрания – наиболее привычная форма взаимодействия детского сада и семьи, на которых можно рассматривать актуальные проблемы, обсуждать и планировать задачи деятельности и подводить ее итоги. 2. Конференции, в том числе, онлайн-конференции – форма, позволяющая расширять и углублять знания о формировании культуры здорового и безопасного уровня жизни, а также обсуждать накопленный опыт, делиться им. Обязательное условие проведения конференции в нашей программе – родители должны являться не просто слушателями, но и выступающими, активными участниками обсуждения. 3. Индивидуальные консультации – обязательная форма, проводимая путем личного общения педагога и родителей. Реализуется в случае нежелания или неготовности родителей публично обсуждать имеющиеся затруднения. Помня о личностном подходе, уважая чувства и желания своих родителей, данную форму используем достаточно активно. 4. Практикумы – форма, способствующая выработке у родителей конкретных педагогических умений, необходимых для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей. В ходе практикума родители знакомятся с конкретной педагогической ситуацией и вместе находят наиболее эффективный способ ее разрешения. 5. Семинары – одна из наиболее распространенных форм проведения педагогического просвещения родителей. Структура семинара состоит из теоретической и практической части. При этом теоретические положения усваиваются на основе практических действий с ними. 6. Ролевые игры, в том числе, квесты – одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями, при которой родителям предлагается почувствовать воспитательное воздействие других на себе. Также способствует гармонизации детско-родительских отношений. 7. Родительский уголок – привычная форма взаимодействия педагогов с родителями. Здесь размещаются тематические бюллетени, памятки, буклеты, объявления, анкеты и другие документы, которые используются в работе с родителями. Здесь же выставки детских работ. 8. Досуговые формы – совместные мероприятия, в том числе, за пределами детского сада. Помогают гармонизации детско-родительских отношений, а также оптимизируют отношения между педагогами и родителями, что облегчает выработку единых требований и подходов в воспитании детей.
От идеи до результата
Этапы и механизмы реализации программы представим в виде таблицы. Этап Цель Содержание и методы Подгото-вительный Выявление актуальных проблем у детей и потребностей у родителей - Анализ развития уровня сформированности культуры здорового и безопасного уровня жизни у детей (наблюдение). - Изучение уровня сформированных компетенций родителей, их родительской позиции (анкетирование, опрос). - Оценка организационных и материально-технических условий МАДОУ. - Подбор и изучение литературы для реализации программы. - Знакомство родителей с целями и задачами проекта.
Основной Разработка системы работы с детьми и родителями по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни - Организация взаимодействия сотрудников детского сада и родителей. - Разработка и реализация комплекса мероприятий по формированию здорового образа жизни.
Заключи-тельный Оценка эффективности использования программы - Мониторинг уровня сформированности культуры здорового и безопасного уровня жизни воспитанников. - Повторное изучение родительской позиции средствами анкетирования, опроса. - Адаптирование опыта, внесение корректив в программу.
Результаты
Ожидаемые результаты. Организация просветительской работы с родителями ориентирована на то, что в результате ее реализации произойдут положительные (ожидаемые) изменения в сторону желаемого поведения, состояния, формирования компетенций и уровня знаний. Именно положительные изменения становятся предметом измерения социальных результатов программы.
Данные изменения могут быть зафиксированы с использованием различных средств, таких как анкетирование, мониторинг, дневник здоровья, портфолио. Критерии измерения предполагаются следующие:
• Сопоставление анализа ожиданий и потребностей родителей с полученными результатами (удовлетворенность).
• Повышение уровня участия родителей в мероприятиях детского сада (количество родителей в одном мероприятии и количество мероприятий с родителями).
• Положительная динамика уровня развития воспитанников (в том числе, уровня их здоровья, уровня знаний о здоровом образе жизни).
Место в системе воспитания образовательной организации
Любая организация, занимающаяся обучением и воспитанием детей, на сегодняшний день четко осознает, что выстраивать свою деятельность необходимо на основе субъект - субъектного подхода. При этом меняется привычное для традиционной педагогики понятие субъекта. Конечно, в приоритете всегда – ребенок, но ребенок не сам по себе, а с родителями. Пора понять, что многолетнее самоустранение родителей от жизни детского сада, который посещают их дети, необходимо пересмотреть и стать партнерами образовательной организации. Мы должны быть вместе – педагоги, родители и дети! Каждый из нас – субъект, оказывающий влияние на другого. И, когда взрослые оказывают влияние на ребенка с учетом единых требований, подходов, пониманий, тогда можно говорить о гармоничном формировании воспитанной личности. Каким же образом организовать столь важное взаимодействие между родителями и педагогами, чтобы не просто декларировать сотрудничество, а выстроить единое пространство, нахождение в котором будет для всех участников комфортно, безопасно и результативно? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Мы постоянно ищем пути, позволяющие выстроить это пространство. И, на сегодняшний день, мы понимаем, что родительское просвещение является одним из таких путей. А хотят ли родители участвовать в процессе повышения их родительских компетенций? Ответ на этот вопрос получен в результате мониторинга запросов родителей, проведенного Общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей». Более 80% опрошенных согласились с утверждением «Родительству нужно целенаправленно учиться, как и другим жизненно важным знаниям». Все вышесказанное позволяет нам аргументировать создание и реализацию программы родительского просвещения «Здоровая семья – крепкая Россия». Данная программа является универсальной, так как рассчитана на широкий и неопределенный круг родителей.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет