Основные тезисы
Цели и задачи
Цель:
Формирование практической и психологической готовности к труду в целях успешной социализации и самоопределения в дальнейшей жизни.
Задачи:
- Способствовать формированию активной социально-нравственной позиции и опыта ответственного отношения к полученным знаниям и практическим навыкам.
- Формирования у обучающихся социально значимых мотивов практической трудовой деятельности и осознания её значимости в повседневной жизни.
- Формирование системы эстетических ориентиров и закономерностей в трудовой сфере.
- Развитие личности каждого ребенка, приобщение к истинным ценностям, формирование его гражданского сознания по отношению к себе и окружающим людям.
- Развитие способности соотносить свои поступки с интересами окружающих людей.
Участники
- Учащиеся 5-10 классов ГБУ КО «Нестеровская школа-интернат № 8».
- Учащиеся образовательных организаций МО «Нестеровский городской округ»
- Участие в проведении региональной педагогической лаборатории ценностно-ориентированных практик. (Целевая аудитория воспитанники школ – интернатов области)
Оригинальная идея
«Не должно быть ни одного безликого, ни одного равнодушного к труду, ни одного такого, у которого, как говориться душа ни к чему не лежит. Далеко не каждый станет ученым, писателем, артистом, далеко не каждому суждено открыть порох, но поэтом и художником в своем труде, должен стать каждый - это важнейшее условие всестороннего развития личности»
(В. А. Сухомлинский).
Так в процессе разнообразной трудовой деятельности учащиеся проходят путь от освоения элементарных навыков самообслуживания и простейших операций работы с различными материалами до «мастеров» своего дела. И уже, имея достаточную подготовку, а также возможность реализации своих творческих способностей, собственных возможностей и потребностей, видя перспективу своей практической деятельности, становятся не только участниками конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» и чемпионата «Абилимпикс», но их победителями, также кураторами образовательных площадок при проведении производственных практикумов, мастер – классов.
Стремление обучающихся младших классов к общению со старшими – естественно и основано на их желании получить от них поддержку, защиту, повысить самооценку, им доступнее копирование деятельности и поведения старших школьников, чем педагога.
Оригинальность идеи в том, что в рамках мастер – класса «Дети – детям» учащиеся имеют возможность передать свой практический опыт полного цикла от посадки микрозелени до переработки, употребления и реализации выращенного продукта.
Ценностно-смысловое наполнение
В нашей школе трудовое воспитание детей строиться на эстетическом отношении к самому процессу трудовой деятельности и её общественной значимости. А для этого в процессе трудового воспитания, прежде всего, стоит задача, открыть детям мир положительных эмоций, развить чувство радостного удовлетворения процессом и результатами своего труда, в том числе и потребности преодоления возникающих трудностей, воплощения этой потребности в характер, через эмоциональный мир ребенка.
Важнейшим условием осуществления этого единства выступает, прежде всего, такое построение учебно – воспитательного процесса, где сама организация трудовой деятельности (чёткость, ответственность, практичность, слаженность, ритмичность, качество трудовых действий и операций) и её эстетическая составляющая (высокая культура условий труда, красота и качество трудовых действий и операций, творческий характер, уважительное отношение к людям труда и полученным результатам) - сочетаются с объективной необходимостью и принимаются всеми участниками этого процесса.
Только такое широкое понимание трудового воспитания и открывает его подлинный смысл и значение, а вместе с тем и способы реализации этого направления воспитательной работы.
От идеи до результата
ЭкоПринт.
Информационное сопровождение образовательной кругосветки
Исследователи на грядках: «Тайна роста растений»
Изучение влияния различных факторов на выращивание различных растений
Зеленая лаборатория.
Выращивание и уход за растениями при применении новых технологий на основе гидропоники
Малые архитектурные формы (МАФ).
Изготовление декоративных малых архитектурных форм из различных материалов для выращивания растений.
Зеленая кухня: Вкусно и полезно.
Формирование навыков здорового питания
Творчество без границ.
Изготовление кухонного текстиля для работы на кухне
Упаковка и оформление выращенной микрозелени для реализации (Подарок, продажа)
Результаты
Правильно организованный труд, посильный для ребёнка, способствует не только воспитанию многих положительных качеств, таких как трудолюбие и культура труда, ответственное отношение к делу и бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе и выполнять требования трудовой дисциплины, но и является благоприятным фактором физического развития воспитанников и коррекции имеющихся психофизических недостатков.
Данная практика, через занятие в теплично – учебном комплексе и на пришкольном участке способствует физическому развитию и закаливанию организма, овладению специальными знаниями и общетрудовыми навыками в рамках традиционных и новых технологий (гидропоника) выращивания овощных культур и микрозелени.
Кроме этого творческий труд повышает работоспособность, содействует развитию таких двигательных качеств, как точность, ритмичность, согласованность.
Место в системе воспитания образовательной организации
Данная ценностно-ориентированная практика реализуется в рамках модуля «Трудовая деятельность».
Трудовое воспитание занимает основное место в комплексной коррекционной работе с воспитанниками школы-интерната.
Оно призвано подготовить учащихся к самостоятельной практической деятельности, адаптировать их к современной жизни.
Данная практика позволяет задействовать и другие модули Рабочей программы воспитания, такие как «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование», «Профориентация», «Школьные медиа», «Организация предметно-эстетической среды».
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет