Основные тезисы
Цели и задачи
Цель воспитательной практики:
в коммуникации и деятельности актуализировать патриотические чувства уважения к истории и традиции нашей Родины, гражданской ответственности через переживание и осознание исторической ситуации защиты страны, личного подвига, значения аксиологической традиции и онтологической памяти в жизни и подвиге человека.
Задачи воспитательной практики:
- организация пространства для проведения Квеста;
- подбор содержания Квеста с учетом возрастных особенностей участников;
- создание творческого детско-взрослого сообщества для организации и проведения Квеста;
- побуждение к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;
- развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач, способствовать сплочению детей в коллективе, воспитание уважения друг к другу, чувства ответственности, внимательного отношения к окружающим.
Участники
Обучающиеся 7-11 классов (возраст 13-18 лет)
Оригинальная идея
Воспитательная практика "Квест Победы" на основе технологии квест полностью соответствует подростковому возрасту с его тягой к приключениям, общению со сверстниками, подражанию значимым взрослым. Квест строится на работе с историческим материалом и помогает участникам полноценно погрузиться в атмосферу глубокого уважения к героическому поколению, пережившему все тяготы военного времени. Также воспитательная практика имеет событийных характер, т.е. позволяет прожить весь "Квест Победы" в совместной деятельности детей и взрослых.
Ценностно-смысловое наполнение
"Квест Победы" проводится в преддверии празднования одного из главных праздников России - "День Победы". Во время Квеста идет разговор не только о событиях войны, но и о том, что переживали наши соотечественники в то страшное время, почему они защищали Родину, и победив, отстояли нашу мирную жизнь.
"Квест Победы" позволяет вовлечь обучающихся в школьное событие, способствующее формированию у них культурной идентичности и чувства любви к своему Отечеству, позволяет достучаться до сердца ребенка, получить отклик, а не просто декларировать духовные и нравственные ценности и моральные нормы. Квест способствует развитию у детей позитивного отношения к сложившимся базовым ценностям, т.е. ценностного отношения к своему Отечеству, семье, культуре народа, к окружающим людям. Во время "Квеста Победы" мы вспоминаем о Великой Отечественной войне, а пямять о ней - это то, что объединяет всех людей нашей страны и не можут никого оставить равнодушным, вызывает онтологический отклик в душах детей, то есть делает их сопричастными жизни народа во врмени и пространстве.
От идеи до результата
1 этап – подготовительный: выбор темы квеста, форм организации работы станций, разработка сценария и заданий для станций, формирование маршрута движения (разработка маршрутных листов для каждого класса), распечатка шаблонов грамот. Для организации полевой кухни необходимо предварительно договориться с работниками школьной столовой (закупить гречневую кашу, консервы тушёнки, одноразовую посуду, хлеб, чай, салфетки), обговорить с начальником столовой, возможность приготовления «полевого обеда» для определенного количества человек и время проведения «полевой кухни». Для подготовки заданий и дежурстве на станциях привлекаются учителя истории, технологии, ИЗО, педагог-организатор.
2 этап - организационный: необходимо подготовить определенное количество площадок, на которых размещены станции квеста, а также место проведения вводной части и подведения итогов квеста. Каждая площадка оформляется специальным тематическим плакатом. Для проведения вводной и заключительной части потребуются ведущие, которые погрузят в атмосферу праздника, дадут разъяснения командам, участвующим в квесте и подведут итоги школьного события. На каждой площадке должны присутствовать организаторы (1-5 человек: педагог - куратор станции и старшеклассники помощники). Старшеклассники объясняют задание на станции, организуют участников на выполнение задания, следят за временем пребывания на станции, выставляют оценку в маршрутный лист. Педагог-куратор (который предварительно организовал своих помощников), наблюдает и при возникновении трудностей помогает старшеклассникам. На заключительной станции классы сдают свои маршрутные листы для подведения итогов.
3 этап – основной: Проведение «Квеста Победы» Движение команд по маршрутам.
4 этап рефлексия: после Квеста классный руководитель обязательно разговаривает с участниками события, обсуждает, что их потрясло, что для них оказалось важным, делая акцент на ценностях.
Результаты
Результатом «Квеста Победы» стало, то, что ребята активно включились в его подготовку, проявили много самостоятельности и ответственности в подготовке и проведении квеста и то, что у участников квеста получилось транслировать свое отношение к ценностям. Они смогли сами проникнуться чувством сострадания к людям, прошедшим войну и ощутить весь ее ужас, но в то же время и чувством гордости за своих предков, пожертвовавших собой, чтобы защитить свои семьи, своих близких, свою культуру, свою страну. И тем самым ребята смогли помочь товарищам в формировании их позитивного отношения к важнейшим базовым ценностям. Во время работы на станциях при выполнении заданий ребята действовали сообща, поддерживали друг друга, давали высказаться каждому, внимательно слушали товарищей, можно было наблюдать, как происходило сплочение классного коллектива.
Место в системе воспитания образовательной организации
1) Проведение квеста в малой группе
В преддверии 9 мая шло размышление о том, как нестандартно поговорить классному руководителю с ребятами о празднике «День Победы». И было принято решение организовать квест. Первый квест полностью был подготовлен и проведен классным руководителем для ребят своего класса. Классный руководитель определил тему события "Дети Великой отечественной войны», подобрал информацию, разработал задания для станций: «Пионеры-герои», «Дети в тылу», «Сын полка», «Юные разведчики», «Дети в оккупации». Тема события является возрастосообразной и интересной для подростков. Во время квеста шел разговор про ровесников учеников, про то, как эти подростки переживали страшное время Великой Отечественной войны. Результатом этого классного события стало то, что ребята, можно сказать, примерили на себя истории своих сверстников военных лет, ответили для себя на вопрос: как эти дети смогли пройти с честью через испытания войны, почему были готовы жертвовать собой. А технология квест позволила сделать разговор о войне очень важным и значимым, увлечь детей, учитывая их возрастные особенности.
2) Выход на межклассовый уровень
В следующем году классный руководитель уже с 8-классниками обсуждал организацию нового «Квеста Победы», в ходе обсуждения ребята предложили провести его для учеников другого класса. В тот год очень много говорили о войне, показывали большое количество военных фильмов, так как это был год 70-летия Победы. Под впечатлением от просмотра новых фильмов о войне «Брестская крепость», «Битва за Севастополь», «28 Панфиловцев», ребята предложили разработать квест о знаковых битвах Великой Отечественной. Далее классный руководитель совместно с детьми определил количество станций, формы проведения, была подобрана информация и разработаны задания станций. «Квест Победы» - «Дорогами Великой Отечественной» был проведен восьмиклассниками совместно с классным руководителем для учеников 7-х классов.
4) «Квест Победы» становится общешкольным событием
К 9 классу многие ученики вошли в состав школьного Совета старшеклассников, и там они предложили провести Квест уже для всей школы. Так «Квест Победы» из классного мероприятия стал общешкольным событием. К созданию этого Квеста подключился весь состав Совета старшеклассников школы, активно привлекались учителя технологии, музыки, литературы, истории, классные руководители. Также привлекались ребята из других классов. Активными участниками подготовки квеста стали ребята из сложившихся школьных сообществ военно-патриотического клуба «Патриот» и школьной театральной студии. В тот год день подписания акта капитуляции Германии 6 мая совпал с днем Пасхи, как это было в 1945 году. Этим событием и определилась тема, теперь уже общешкольного события "Квеста Победы " - «Пасха во время войны». Открывала квест театральная студия школы, которая показала небольшую театральную постановку «Пасха во время войны», тем самым сразу настроила всю школу на тематику квеста. Далее классам были выданы маршрутные листы, и началось путешествие по станциям. А закончился квест общешкольным исполнением песни «День Победы» и солдатской кашей.
5) Общешкольное событие «Квест Победы» переходит в традицию.
«Квест Победы» на протяжении пяти лет является одним из ключевых событий всей школы, и стал уже укрепившейся традицией. Здесь стоит обратиться к высказыванию: «Традиция — это не сохранение пепла, а передача огня». Таким образом наш «Квест Победы» - это и есть передача огня прошлых поколений. Вот так и рождаются ключевые общешкольные дела.
Ссылки на актуальную информацию в сети Интернет
https://infourok.ru/vospitatelnaya-praktika-na-osnove-tehnologii-kvest-kvest-pobedy-5532034.html
https://vk.com/school_3_chernychovsk?w=wall-88579490_895
https://vk.com/public153137800?w=wall-153137800_3254